Расстрел Белого дома 1993 года: как эти события вспоминают красноярские политики и эксперты

1278

3 октября 2023


3 октября в России вспоминают события октября 1993 года, которые привели к расстрелу из танков здания парламента – Белого дома. 30 лет назад вооруженное противостояние президента Бориса Ельцина и Верховного совета привело к гибели более 100 человек. Как события 30-летней давности вспоминают красноярские политики и эксперты – читайте в материале.

Политический кризис начался 21 сентября, Ельцин подписал указ о роспуске Верховного совета России – всенародно избранного органа представительной власти. Для него совет был символом прежнего коммунистического режима, против которого он боролся. Конституционный суд, который тогда, как и сейчас, возглавлял Валерий Зорькин, признал указ президента не соответствующим основному закону страны. А сам Верховный совет в ответ на действия президента отстранил Ельцина от власти.

Сторонники парламента 3 октября взяли штурмом московскую мэрию и попытались захватить телецентр «Останкино». Президент, в свою очередь, ввел в столице чрезвычайное положение, а верные ему войска расстреляли Белый дом, где укрывались депутаты.

В итоге Ельцин вышел победителем, его противники были арестованы, но позже амнистированы. В стране была принята новая Конституция, которая дала президенту огромные полномочия. Политологи считают, что противостояние октября 1993 года предопределило дальнейшее развитие страны: хоть формально в России и сохранилось разделение властей, но законодательная и судебная ветви фактически потеряли свою независимость.


Александр Первухин, депутат Красноярского Горсовета: «Как по мне, руководители не должны доходить до такой ситуации, поэтому хорошего ничего в этом нет. Но это этап развития страны. К сожалению, и гражданские войны, и такие вещи у нас были. Всегда страдают люди в большинстве. Очень хочется, чтобы такого у нас не было».


Александр Глисков, депутат Законодательного Собрания Красноярского края: «До сих пор непонятно, сколько погибших, потому что Жириновский говорил о 4 тысячах. Официальные цифры называют в десятки раз меньше. Недопустимо вооруженным путем решать какие-то идейные политические разногласия. Считаю, что сила, административный ресурс – это не тот способ, которым надо регулировать политические процессы».


Алексей Кулеш, депутат Законодательного Собрания Красноярского края: «С одной стороны, это логичное завершение разрушения советской империи. Наверное, все империи рушатся кроваво. Но когда это происходит на твоих глазах, с твоим народом, с людьми, которых ты, может быть, знал. Это, конечно, всегда тяжело воспринимается».


Алексей Аксютенко, политолог: «Коммунистическая закалка никуда не делась. Больше скажу, мы понимаем, что большая часть руководства страны сейчас – это люди, воспитанные в коммунистических традициях. Никакого слома не происходило, все шло своим чередом. Просто одни коммунисты отобрали власть у других коммунистов».


Андрей Шалимов, политолог: «Это события, которые через 20-30 лет имели серьезные последствия для нашей страны. Они привели к формированию суперпрезидентской власти в стране и ликвидировали полностью свободы других институтов власти. В этом смысле это ужасное событие, потому что никогда нельзя подавлять институт власти в стране силовым способом».