«Норильск: вперед в будущее»: как работают горняки в руднике «Скалистый»

1933

5 апреля 2023


На ТВК стартовал проект «Норильск: вперед в будущее» – будем показывать, как преображаются промышленные объекты красноярского севера. И первая точка – рудник «Скалистый» – самый молодой, глубокий и технологичный рудник Норильского промышленного района. ТВК спустились в шахту, и узнали, какие технологии горняки используют под землей и на поверхности.

Норильск – гигант российской добывающей отрасли. «Норникель» – крупнейший производитель никеля и палладия в мире. Прямо сейчас здесь идет масштабная цифровизация предприятий - от рудников и обогатительных фабрик до крупнейших транспортных центров Красноярского Севера.

Рудник «Скалистый» – самый молодой и технологичный рудник Норильского промышленного района. Сейчас здесь добывают 2,5 млн тонн руды в год. И технологии здесь начинаются еще на поверхности – до спуска в шахту.

«В шахтном светильнике у нас встроен датчик метана и датчик, который нас отслеживает с поверхности, где мы находимся. Датчик позиционирования. Мы получаем фонарик, отмечаемся на оборудовании в ламповой, и система нас отслеживает, где мы находимся в это время в подземной части - от самого начала до самого подъема», – рассказал исполняющий обязанности главного инженера шахты рудника «Скалистый» Виктор Тимофеев.

Рудник «Скалистый» – самый глубокий рудник Евразии. ТВК спустились на глубину 800 м. Спуск займет 3-4 минуты. А затем еще на 200 м ниже на автобусе. Да, здесь под землей на руднике есть своя система пассажирского транспорта со своими остановочными пунктами. Ну и наши попутчики сказали, что ехать до места назначения нам не так долго – всего минут 20.

Мы на месте. Это горная выработка, откуда сейчас погрузчик забирает руду. Оператор управляет машиной с помощью джойстика – так погрузчик проникает туда, где человеку сейчас находиться небезопасно. Все люди и машины под землей соединены в единую сеть.

«Это переносная точка wi-fi, которая обеспечивает контроль горных работ под землей на глубине 1000 м. С этой точки мы видим работу буровой машины, и с этой точки мы видим работу машиниста ПДМ. Мы видим, как они передвигаются, сколько они бурят, и, соответственно, мы можем оперативно с ними связаться с поверхности, направить на какие-то другие горные работы, или вызвать ремонтную группу туда, где происходят какие-то незапланированные остановки», – пояснил Виктор Тимофеев.

Здесь же, на «Скалистом» – сейчас ведут промышленные испытания и других, совершенно новых для «Норникеля» производственных технологий.

Машина сейчас выполняет веерное бурение в камере, откуда позже тоже будет выгружаться горная масса, но есть одна важная особенность – в этой машине нет оператора, он сейчас находится на 1000 м выше.

Оператор перед пультом, который в точности повторяет пульт в кабине буровой установки, и полностью контролирует процесс с поверхности – спускаться под землю больше не обязательно.

«Очень хочется, чтобы все это направление развивалось, и, соответственно, чтобы мы когда-нибудь пришли к тому, чтобы во вредных условиях труда работало как можно меньше людей, и, так скажем, чтобы за нас работали машины, а мы ими просто сверху управляли», – поделился бурильщик шпуров Руслан Макаров.

Во внедрении многих технологий «Скалистый» стал первопроходцем. Во многом потому, что на этот рудник у компании большие планы. Сейчас здесь ведут разработку шахты «Глубокая». Задача «максимум» – сделать этот участок добычи самым цифровым в мире.

«Все участники будут заниматься непосредственно подготовкой к тому, чтобы все самые сложные и опасные процессы проходили без участия человека. Это подготовка машин, установление барьеров, чтобы самосвал работал спокойно. В крайнем случае, что может сделать оператор, это вмешаться, подправить, направить в другое мест куда-то. Ну а так все основные опасные процессы будут проводиться без участия человека», – рассказал главный горный диспетчер рудника «Скалистый» Борис Мелешко.

В следующей серии познакомимся с маркшейдерами. Именно эти люди на основе своих расчетов говорят, где, что и как добывать. Узнаем, для чего маркшейдерам нужны дроны, и как сегодня специалисты проводят работы на потенциально опасных участках.